Урок 4                                                Резкость. Глубина резкости.

 

 Главная Страница

 Для Вопросов

 Уроки Фото

 Уроки Adobe Photoshop

 Фотогалерея

 Обмен ссылками

 Выбрать ФОТОтехнику

 

 

 

Световое изображение объекта съемки, которое проецируется объективом на пленку или матрицу, должно быть резким (нерезкий негатив безнадежно испорчен). Под резкостью изображения подразумевается резкость контуров его составных частей, отчетливость линий, его образующих (но отнюдь не контраст между светом и тенью).

  Получение резкого изображения складывается из двух операций: наводки на резкость и диафрагмирования объектива.

 

НАВОДКА НА РЕЗКОСТЬ

  Оптическое изображение становится резким тогда, когда расстояние между объективом и плоскостью светочувствительного слоя определенным образом соответствует расстоянию между объективом и предметом съемки. Малейшая неточность совершенно губит изображение.

  Изменение расстояния между объективом и фотослоем, или наводка на резкость,  осуществляется перемещением передней линзы объектива (вследствие чего изменяется фокусное расстояние объектива).

  В соответствии с конструкцией фотоаппарата и обстоятельствами съемки для наводки на резкость используется одно из трех приспособлений: 1) матовое стекло (зрительная наводка); 2) шкала метража -после определения (на глаз, шагами, рулеткой) расстояния до снимаемого предмета; 3) оптический дальномер. Либо применяется автоматическая фокусировка.

  В зависимости от расстояния между фотоаппаратом и объектом съемки для наводки на резкость избирается один из трех ориентиров: а) бесконечность, б) непосредственно сам объект, в) некоторая условная дистанция, которую назовем промежуточной.

  Установка на бесконечность. Если фотографируемый предмет (или предметы) находится далее определенного для каждого объектива расстояния, обозначенного последним числом шкалы метража (это может быть, например, 10, 20, 30 м), указатель шкалы нужно установить на последнее деление - "бесконечность". Тогда все удаленные предметы, как бы далеко от аппарата они ни были, получатся на негативе резкими. Пример такой съемки - удаленный пейзаж.

  Наводка на объект съемки. Если снимаемый предмет (или предметы) расположен вблизи от фотоаппарата и притом примерно в одной плоскости, параллельной задней стенке камеры, на резкость следует навести по наиболее существенной части объекта (например, по глазам человека), и тогда он выйдет резким. Зато близлежащие и удаленные по сравнению с ним предметы, если бы они входили в снимок, получились бы более или менее нерезкими.

  Но как получить резким во всех частях кадр, в котором два (или более) предмета размещены на различных расстояниях от аппарата или основной объект имеет значительную протяженность в глубину? В подобных случаях приходит на помощь одно из свойств объектива, так называемая глубина резко изображаемого пространства.

 

ГЛУБИНА РЕЗКО ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА

  Глубина резко изображаемого пространства (или, сокращенно, глубина резкости) дает возможность одновременно получить резкое изображение предметов, различно удаленных от, фотоаппарата.

  Фотолюбители, никогда не наблюдавшие за изображением по матовому стеклу и привыкшие видеть все резким в видоискателе, с трудом представляют себе роль глубины резко изображаемого пространства; они не могут видеть, как расплываются остальные ряды фотографируемой группы, в то время как первый ее ряд рисуется с достаточной резкостью. Фотолюбители, сразу взявшиеся за малоформатный аппарат с очень светосильным объективом, портят по этой причине много пленки.

  Каждому объективу в той или иной степени свойственно: давать резкое изображение предметов, находящихся не только в той плоскости, на которую произведена наводка, но несколько ближе и дальше нее. Однако эта естественная глубина резкости при, полном отверстии объектива и небольшом расстоянии до точки наводки невелика и часто практически недостаточна. Особенно мала она у очень светосильных объективов. Для примера укажем, что объектив малоформатного аппарата со светосилой 1,5 и фокусным расстоянием 5 см, установленный на один метр, дает при полном отверстии глубину резкости всего в 4 см, а при объективе той же светосилы с фокусным расстоянием 10 см глубина резкости составила бы менее одного сантиметра. Это означает, что если навести резкость на глаз портретируемого, то его нос и уши уже не смогут получиться резкими. Отсюда ясна необходимость крайней осмотрительности в применении особо светосильных объективов.

  Глубина резкости не зависит от конструкции объектива: при одинаковых относительных отверстиях она больше у того объектива, у которого короче фокусное расстояние. Помимо этого, глубина резкости не является постоянной величиной - она возрастает с уменьшением действующего отверстия объектива, а также по мере удаления точки, на которую произведена наводка.

  Следовательно, границы резко изображаемого пространства можно расширить посредством выбора соответствующего расстояния наводки и диафрагмирования объектива.

  Наводка на промежуточную дистанцию. Предположим, что предстоит одновременно сфотографировать два предмета, один из которых находится вблизи от аппарата, а другой в некотором отдалении. При резкой наводке по матовому стеклу на любой из них изображение другого предмета совсем расплывается. Как поступить, чтобы оба предмета вышли на негативе резкими?

  Первый прием. Самый несовершенный прием наводки состоит в том, что при полном отверстии объектива добиваются на матовом стекле примерно одинаковой, возможно меньшей степени нерезкости обоих снимаемых предметов, а затем диафрагмируют объектив до получения общей резкости.

  Если затем взглянуть на шкалу метража, то окажется, что ее указатель остановился на числе, соответствующем какой-то промежуточной точке между ближним и дальним предметами.

  Второй прием. Установлено, что по эту сторону (то есть впереди) точки наводки всегда лежит меньшая часть резко изображаемого пространства, а по ту сторону (позади) точки наводки - большая его часть. При небольших расстояниях соотношение передней и задней частей равно 1 : 2.

  Поэтому, если дальний предмет расположен ближе 20 м от фотоаппарата, указатель шкалы метража устанавливают на первую треть расстояния между самым близким и самым удаленным предметами, считая от переднего плана. Затем диафрагмируют объектив.

  Поясним сказанное примером. Допустим, что до ближайшего предмета 2 м, до дальнего 5 м. Расстояние между ними (5м - 2м=3м) делим на 3 (3м:3=1м), прибавляем полученное частное к расстоянию переднего плана (2м+1м). Итог (3 м} и будет расстоянием наводки для данного случая.

  Точкой наводки может стать реальный предмет, оказавшийся на надлежащей дистанции, и тогда для наводки можно воспользоваться матовым стеклом или дальномером. При отсутствии ориентира установка производится по шкале расстояний, так сказать, заочно.

  Помимо измерения глазомерного, шагами или рулеткой расстояние до переднего и заднего планов можно прочесть на шкале метража при пробных наводках на эти планы по матовому стеклу или дальномеру.

  Третий прием. Если передний план близок, в то время как задний очень удален, указатель шкалы метража устанавливают на число, соответствующее удвоенному расстоянию от аппарата до переднего плана, и диафрагмируют объектив тем сильнее, чем ближе к аппарату передний план.

Например, ближайший предмет расположен в 5м, задний план - вдали. Для резкости всего снимка указатель устанавливают на 10 м (5м х2).

  При чрезвычайной простоте приемы второй и третий достаточно точны для того, чтобы их стоило запомнить на тот случай, когда в распоряжении фотолюбителя не окажется иных возможностей определения расстояния наводки.

Создатель и администратор сайта Смолев Е.А.
Использование материалов сайта допускается только с обязательным указанием источника.

TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов Rambler's Top100 META - Украина. Украинская поисковая система

Сайт создан в системе uCoz